Как научить ребёнка работать с текстом: понимать смысл, анализировать и пересказывать прочитанное
Ребёнок уже читает, но не всегда понимает смысл прочитанного?
Как научить ребёнка понимать смысл текста?
Многие дети к первому классу уже умеют читать вслух, но далеко не все способны глубоко осмысливать прочитанное, запоминать и пересказывать содержание. Если ваш ребёнок читает, но не всегда понимает смысл текста, важно научить его осознанному чтению. Наша Школа скорочтения делится советами, как помочь ребёнку развить этот навык.
Часто взрослые говорят: «Прочитай ещё раз, но внимательнее». Однако такая фраза может вызвать у ребёнка стресс, из-за чего он начинает читать ещё более сбивчиво, не вникая в суть.
Дело в том, что многие дети сосредотачиваются на технической стороне чтения — правильности и скорости, — упуская смысл.
Чтобы научиться понимать текст, нужно перейти от автоматического чтения к осмысленному.
Как работать с текстом?
Вы, вероятно, уже пробовали читать вместе с ребёнком и знакомы с основными видами чтения:
- Просмотровое — даёт общее представление о тексте.
- Ознакомительное — направлено на понимание содержания.
- Изучающее — включает детальный анализ.
На этапах ознакомительного и изучающего чтения важно использовать различные приёмы, которые помогут ребёнку не просто читать, но и вникать в суть текста. Эти навыки особенно важны в возрасте 5-8 лет, когда формируется способ мышления и восприятия информации.
2 способа начать работу с текстом
- Классический подход
Включает традиционные методы:- Внимательное чтение текста.
- Ответы на вопросы по содержанию.
- Выделение основной мысли и темы.
- Объяснение непонятных слов.
- Прогрессивный подход
Этот метод учит ребёнка мыслить логически, обращать внимание на детали, видеть структуру текста и соотносить прочитанное с собственным опытом.
Приёмы для понимания текста
- Изменение деталей. Предложите ребёнку изменить какую-то часть текста и обсудите, как это повлияет на сюжет.
- Работа с деформированным текстом. Разрежьте текст на части и попросите восстановить его по смыслу.
- Сокращение текста. Уберите лишние слова, сохранив основную мысль.
- Цепочка ключевых слов. Составьте список слов, которые связывают текст, и используйте их для пересказа.
- Восстановление пропущенных слов. Предложите текст с пропусками и попросите восстановить его.
- Развитие коротких предложений. Дополните простые предложения второстепенными деталями.
Если навыки понимания и анализа текста все еще хромают, на этапе запоминания и пересказа это станет заметно.
Хотя если ребёнок будет регулярно тренировать свои мыслительные способности, вы не заметите такой проблемы.
5 шагов для еженедельной тренировки
- Просмотровое чтение. Ознакомьтесь с текстом на уровне заголовков и абзацев.
- Ознакомительное чтение. Прочитайте текст с целью понять его содержание.
- Обсуждение. Поговорите о прочитанном, выделите основную мысль.
- Повторное чтение. Перечитайте текст с установкой на запоминание.
- Пересказ. Попросите ребёнка пересказать текст своими словами.
Успешно справляетесь с обычным пересказом? Время усложнить задания с помощью творческих приёмов.
Приёмы работы с текстом, которые научат ребёнка запоминать и пересказывать прочитанное
- Короткий план. Составьте максимально сжатый план текста.
- Пересказ от лица героя. Предложите ребёнку рассказать историю от имени персонажа.
- Читательский дневник. Записывайте имена героев, ключевые события и главные мысли.
Умение понимать, анализировать и пересказывать тексты помогает учиться
- Раннее развитие этих навыков поможет дошкольнику при подготовке и адаптации к школе.
- Умение работать с текстом сделает учёбу в начальных классах более интересной и полезной.
- В 3-4 классе детям с развитыми навыками осмысленного чтения будет проще и интереснее на уроках русского языка и литературного чтения.
- В средних и старших классах опыт в работе с текстом поможет быстро усваивать большие объемы нового материала, хорошо учиться и успевать заниматься не только школьными делами.