Как увеличить скорость чтения ребенка, почему ребенок так медленно читает?

Как научить ребенка читать быстрее? 

Как увеличить скорость чтения ребенка? 

Почему ребенок так медленно читает?

Как часто родители задают эти вопросы. Вроде бы и читать ребенок научился. Но процесс чтения с каждым днем все больше похож на мучение. А читать приходится все больше и больше. А со второго класса еще и оценки ставят!

Поэтому становится очень важно, прежде всего для детской самооценки, как прочитал, как пересказал, как понял… Слезы, нежелание читать, непонимание прочитанного… Нерадостная картина, одним словом. Как решить эту проблему? Как преодолеть этот барьер и перейти от слогового чтения к чтению целыми словами? Как ребенку начать понимать то, что он прочитал?

На эти и другие вопросы ответим в нашей статье. Давайте разбираться.

Причины, по которым ребенок никак не может увеличить скорость чтения

Основные, часто встречающиеся причины медленного чтения у ребенка:

  • Артикуляция 
  • Регрессии 
  • Маленький словарный запас 
  • Маленький угол зрения
  • Неправильное дыхание
  • Неразвитый речевой аппарат 
  • Слабое внимание 

Артикуляция 

Артикуляция – это проговаривание звуков, которое серьезно замедляет процесс чтения и усвоения материала. Это выражается в излишних движениях речевого аппарата во время чтения. Для многих детей подавить артикуляцию и внутреннее проговаривание текста очень сложно.

Как понять, что у ребенка такая проблема?

Как бы удивительно это не звучало, но ребенок будет физически проговаривать слова своим язычком, даже когда читает про себя. Поэтому такие дети имеют примерно одинаковую скорость чтения вслух и про себя.

Чем вредна артикуляция?

Когда мы читаем, то у нас автоматически подключается наглядно-образное мышление, воображение и визуализация. Артикуляция не только снижает скорость чтения, но и влияет на качество восприятия прочитанного материала. Отсюда и непонимание прочитанного материала. Чем быстрее читает человек, тем меньше его артикуляция и выше понимание прочитанного.

Как помочь ребенку избавиться от артикуляции во время чтения?

Уменьшить артикуляцию можно, переключив внимание ребенка на другие процессы.

Упражнение 1

Когда ребенок читает про себя, он держит зажатый передними зубами карандаш. Или же можно держать у губ палец, как будто жест «тише». При прочтении нужно контролировать движение губ.

Упражнение 2

Во время чтения нужно выстукивать рукой несложный ритм.

Концентрация внимания, в данном случае, происходит не на речевой функции и проговариваемом тексте, а больше на движении и выстукивании ритма, что и позволяет читать быстрее и без артикуляции.

Упражнение 3

Кажется довольно сложным на первый взгляд, но превосходно подавляет артикуляцию, избавляет от необходимости повторять или проговаривать прочитанные слова. Во время чтения попробовать считать, хотя бы от 1 до 10. То есть, читая текст, проговаривать не слова, а числа: один, два, три, четыре… Это упражнение также прекрасно будет развивать мозг ребенка.

Упражнение 4

Во время чтения про себя ребенок проговаривает хорошо знакомые ему стихи или куплеты из песен. При этом происходит отвлечение на знакомый материал, что гораздо проще, нежели проговаривание только что прочитанного.

Упражнение 5

Во время чтения сознательно повышать и понижать его скорость, благодаря чему исчезает внутреннее проговаривание текста. Менять скорость лучше всего при помощи метронома, который будет задавать темп.

Упражнение 6

Данный способ приятен и полезен одновременно. Это прослушивание музыки при чтении. Музыка, играющая на фоне, должна быть лёгкая и приятная. В процессе чтения нужно просто следить за развитием мелодии.

Упражнение 7

Произведение во время чтения различных движений пальцами или руками. За эти действия отвечает двигательный мозговой центр, поэтому движения не должны быть произвольными, автоматическими и легко выполнимыми. Нужно их усложнить, чтобы задействовать внимание.

Например, читая книгу, можно поочерёдно выпрямлять по одному пальцу правой иди левой рук.

Таким образом, чтобы убрать артикуляцию нужно создать неудобные условия для проговаривания текста. Кроме того, все эти упражнения прекрасно тренируют мозг ребенка и развивают межполушарные связи.

Регрессии 

Регрессии — это возвратные движения глаз с целью повторного чтения уже прочитанного. Этот недостаток один из самых распространенных.

Если убрать регрессии, то скорость чтения автоматически возрастает.

Как избавиться от регрессий во время чтения?

Регрессии, прыжки назад, и длительность фиксации можно минимизировать, если использовать что-то, чтобы следить за текстом и задавать себе скорость чтения. Рука, карандаш, небольшая указка могут послужить вспомогательным средством, которое помогает следить за текстом и управляет эффективностью и точностью фиксации. Это позволяет не отвлекаться и лучше удерживать фокус.

Как тренироваться?

Пусть ребенок, во время чтения текста, пальцем или карандашом ведет под строкой, которую читает, стараясь при этом концентрироваться именно на том месте, где в данный момент находится указатель.

При этом обязательный контроль: нельзя останавливаться и возвращаться к прочитанным словам и предложениям. Читая таким способом, не нужно переживать насчет того, удается ли ребенку понять прочитанное. Эта техника рассчитана именно на скорость, а не на понимание.

С детьми, которые любят рисовать, вместо пальчика можно использовать кисточку. Развивая свое воображение, ребенок может мысленно раскрашивать «длинные» или малопонятные слова. Кисточка поможет и в том случае, если ребенок часто ошибается при прочитывании концовок слов. Можно кисточкой закрывать на 1 секунду в каждом слове текста последние 1–2 буквы.

Секрет данного упражнения прост: чем больше движется рука, тем меньше — глаза.

 Маленький словарный запас 

У медленно читающих детей практически всегда маленький словарный запас. Многие слова, встречающиеся в тексте, им непонятны. Незнакомые слова не только труднее прочитать, но они не позволяют уловить смысл прочитанного.

Для расширения словарного запаса нужно больше читать вместе с ребенком не только книги, но и энциклопедии, обращать внимание ребенка на интересные моменты во время прогулок, рассказывать о растениях и животных.

Также можно подключить различные игры с буквами и словами.

Примеры таких игр:

  • В слова. Когда называется слово, а следующий участник называет слово на ту букву, на которую закончилось первое слово.
  • В города. Игра похожа на предыдущую, только каждое слово в ней название города.
  • Бабушка положила в чемодан. Игра также великолепно развивает внимание и память.
  • Я знаю пять. Забытая игра, но очень полезная игра, в которую современные дети с трудом играют даже без мяча.

Бабушка положила в чемодан

Начинают игру словами «Бабушка укладывает в чемодан…» и называется любой предмет. Следующий участник игры говорит ту же фразу, называя уже предмет первого участника и добавляя свой и т.д. Первым из игры выбывает тот, кто не сможет повторить предметы в нужном порядке или потеряет какой-либо предмет. Малышам игру можно упростить, если положить перед ними те предметы, которые кладутся в чемодан.

Я знаю пять

Игрок берет мяч ударяет его о землю и ловит. Перед первым ударом произносит слова: Я знаю пять имен девочек — (удар) Маша, (удар) Люда  и так далее. Если игрок забыл, не знает, не может долго вспомнить следующее имя, если повторил имя — игра останавливается и мяч передается другому участнику. Вместо имен можно перечислять клички животных, название цветов, породы животных, название рек, городов и так далее. Выбор огромен.

Мяч можно не ударять о землю, а подбрасывать вверх и ловить. Игра продолжается до тех пор, пока не надоест. Побеждает тот, кто назвал больше всех заданий.

Для более старших детей

Игры с орфографическим словарем

Детям предлагается отыскать по 7–8 слов таких, в которых:

  1. первые две буквы – согласные;
  2. слова, в которых есть сочетания двух гласных подряд;
  3. слова, в которых есть сочетания трех согласных подряд и т.д.

Причем слова следует подбирать так, чтобы не более 2 слов начинались с одной и той же буквы. Значение слов, доступных пониманию, игроки могут объяснить сами или с помощью толкового словаря.

Очень рекомендую включить в работу с детьми игру «Найди слова» или филворды.

Филворд — это буквенная шифровка, головоломка, одна из разновидностей кроссворда.

Разгадывание филвордов очень полезно для развития техники чтения ребенка.

Но кроме улучшения техники чтения при разгадывании филвордов:

  • развивается внимание;
  • тренируется зрительная память;
  • обогащается словарный запас;
  • развивается интеллект и сообразительность;
  • тренируется логика.

Маленький угол зрения 

Человек, имеющий среднюю скорость при чтении охватывает взглядом пару слов, а дети часто не охватывают взглядом и одного слова. Из-за этого глаза совершают много лишних остановок. Движение взгляда дробится на короткие фрагменты. Чем шире поле зрения, тем меньше остановок в движении глаз и тем быстрее и эффективнее чтение.

Помочь в этом могут упражнения с таблицами Шульте. Таблицы представляют собой размещенные в хаотичном порядке числа, в центре таблицы — знак для фокусировки зрения.

Стараясь смотреть только на него, нужно видеть все числа и последовательно назвать их.

Более подробно об этом упражнении читайте в статье «Таблицы Шульте».

 Неправильное дыхание 

Нередко в своей практике я сталкивалась с проблемой неправильного дыхания у детей во время чтения. Некоторые дети в буквальном смысле задыхаются во время чтения и, если не давать им делать паузы после каждых двух-трех прочитанных строчек, то их дыхание можно сравнить с дыханием бегуна после марафона.

Неправильное дыхание также может проявляться в виде таких проблем, как:

  • Монотонное чтение;
  • Очень тихое или чрезмерно громкое чтение;
  • Долгие паузы между словами и фразами;
  • Нечеткое проговаривание звуков и слогов.

Это, конечно, серьезная проблема, которая убирается специальными упражнениями. Эти упражнения очень нравятся детям, что позитивно влияет на эмоциональное отношение к процессу чтения.

Упражнение 1

Надуваем арбуз

Веселое упражнение, которое очень нравится детям. Необходимо вдохнуть как можно больше воздуха так, чтобы он наполнил низ живота. Животик при этом надувается и становится похожим на арбуз. Выдох должен быть максимально длинным.

Упражнение 2

Шарик, катись!

Берем легкий шарик, можно для маленького тенниса или бадминтона. Ребенок дует на него так, чтобы шарик покатился вперед и как можно дальше.

Так же это упражнение можно выполнять сразу с двумя рядом лежащими шариками. В этом случае должны покатиться сразу оба шарика.

Упражнение 3

Кипящая вода

Наливаем в чашку или стакан воду, и ребенок через трубочку для коктейля выдыхает воздух, создавая веселые бурлящие пузырьки.

Упражнение 4

Шагаем и считаем

Это упражнение хорошо выполнять на прогулке или же дома. Необходимо делать шаги и одновременно считать про себя. Первые 3 шага вдох и счет 1-2-3, следующие 3 шага выдох и счет 1-2-3.

Затем вдох и выдох можно увеличить до 4-5 шагов.

Более усложненный вариант упражнения, это когда выдох длиннее вдоха. Например, вдох 4 шага, а выдох 6 шагов.

Упражнение 5

Егорки

Для выполнения упражнения необходимо вдохнуть как можно больше воздуха, а затем сказать: «На пригорке 33 Егорки» и на очень длинном выдохе постараться сосчитать как можно больше Егорок, то есть произнести без перерыва: «Раз – Егорка, два – Егорка, три – Егорка»…

 Неразвитый речевой аппарат   

Эта проблема частично перекликается с неправильным дыханием. Некоторые дети не могут читать быстрее, потому что их губы и язычок просто не способны двигаться быстрее. При малейшем ускорении они начинают путать буквы, переставлять слоги и т.д.

Поэтому в данном случае обязательно выполняем упражнения на дыхание и на развитие речевого аппарата. Упражнения также помогают научиться отчетливо выговаривать звуки и читать выразительно.

Упражнение 1

Счет на время

Ребенок, у которого плохо развит речевой аппарат не сможет выполнить это упражнение. Так что это своего рода и тест, и тренажер. Необходимо вслух быстро (не более 1 минуты) сосчитать до 100. При отработке прямого счета приступаем к отработке обратного счета от 100 до 1.

Упражнение 2

Выразительный счет

Упражнение заключается в изменение высоты, громкости голоса или интонации при счете. Здесь возможны различные варианты. Например, можно повышать голос при счете от 1 до 10 и, постепенно снижать голос при обратном счете.

Упражнение повторяется с изменением громкости голоса.

Варианты интонаций: просящая, ласковая, требовательная, робкая и т.д.

Упражнение 3

Поющий счет

Данное упражнение похоже на предыдущее, но все числа при счете не говорятся, а поются.

Упражнение 4

Скороговорки

Проговаривание скороговорок великолепно развивает речевой аппарат ребенка. Сначала нужно научиться медленно, отчетливо проговаривать одну скороговорку, а затем четко и быстро произносить несколько скороговорок подряд.

Примеры скороговорок:

Ехал Грека через реку.
Видит Грека – в реке рак.
Сунул в реку руку Грека.
Рак за руку Грека — цап.

Белые бараны били в барабаны.

Шесть мышат в камышах шуршат.

Саша шустро сушит сушки,
Саша высушил штук шесть,
И смешно спешат старушки
Сушек Сашиных поесть.

Самые удачные и удобные для использования с детьми, скороговорки вы можете найти в статье «Скороговорки».

 Слабое внимание 

Постоянно отвлекающийся и не умеющий сосредотачиваться на работе ребенок, также, как правило, имеет низкую скорость чтения. Здесь помогут различные игры и упражнения, развивающие внимание.

В помощь медленно читающим детям и детям, которым никак не удается продвинуться в сторону увеличения скорости чтения можно помочь, используя чтение по слоговым таблицам или же, что гораздо результативнее, использовать комплексный подход, содержащий различные профессиональные методики.

Статья написана по материалам Наумовой О.

Похожие записи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.