Зрительные диктанты
Достаточно часто родители обеспокоены тем, что ребёнок медленно читает, да и пишет с ошибками. Хочется помочь маленькому ученику, но не всегда есть возможность тратить дополнительные средства на репетитора-профессионала. Что же делать в этом случае и можно ли самостоятельно помочь своему ребёнку?
Как научить ребенка читать быстрее?
Для этого существует множество способов. О некоторых из них я уже рассказывала в статье «Как увеличить скорость чтения ребёнка».
Также необходимо учитывать причины из-за которых тормозится техника чтения ребенка.
А сейчас хочу поделиться с вами ещё одной эффективной методикой.
Психологами установлено, что развитие техники чтения часто замедляется из-за слаборазвитой оперативной памяти учащихся. Например: ребенок читает предложение, состоящее из 6-8 слов. Дочитав до 3-4 слова, он забывает первое слово. Поэтому он не может уловить смысла предложения, не может связать все слова воедино. В таком случае, естественно, возникает необходимость работы над оперативной памятью.
Попробуйте писать с ребёнком не просто диктанты, а зрительные диктанты. Зрительный диктант отличается от привычного диктанта тем, что текст, предназначенный для записи, прочитывается самим ребёнком. Но для увеличения скорости чтения, нужно использовать еще и специальную методику, описанную ниже.
Опираясь на свой многолетний личный опыт, могу с уверенностью сказать, что данное упражнение помогает всем, без исключения, детям.
Написание зрительных диктантов способствует формированию навыка беглого чтения, развитию у детей внимания, зрительной и оперативной памяти, формированию орфографической зоркости.
Когда можно начинать писать зрительные диктанты?
Опять же, опираясь на свой практический опыт, могу с уверенностью сказать, что начинать писать зрительные диктанты можно уже во втором полугодии первого класса. Даже скорее нужно, чем можно!
Зрительные диктанты по методике профессора И.Т.Федоренко
Методика даёт реальные и быстрые результаты на практике. Материал для проведения диктантов включает в себя 18 наборов из 6 предложений. На начальном этапе работы объём предложения составляет минимальное количество слов. Наращивание длины предложений происходит постепенно.
Первое предложение первого набора наиболее краткое, всего 8 букв. В последнем предложении последнего набора 46 букв. Время работы со всеми наборами примерно два месяца. За это время оперативная память развивается настолько, что ребёнок может запомнить предложение из 8-9 слов, не забывая первого. Теперь он легко улавливает смысл, читать ему становится интересно, и процесс обучения чтению идёт гораздо быстрее.
Обязательно ознакомьтесь с правилами. Только при строгом их выполнении можно получить желаемый результат!
Правила написания зрительных диктантов
- При проведении диктантов ребёнку по очереди показывают для запоминания предложения, которые он прочитывает молча, а затем записывает. Время экспозиции небольшое — от 4 до 7 секунд (оно указано для каждого предложения). На шесть предложений одного набора уходит обычно от 5 до 8 минут.
- С одним набором предложений следует работать до тех пор, пока ребенок не будет писать все правильно. Т.е. использовать один набор в течение нескольких дней. В среднем на каждый набор уходит три дня, а всего для отработки всех 18 наборов — два месяца. За этот небольшой срок можно развить оперативную память, но при следующих условиях:
- Зрительные диктанты надо писать ежедневно. При ежедневном написании зрительных диктантов прибавка скорости чтения за два месяца составляет в среднем 44 слова в минуту. При уменьшении частоты тренировок память развивается гораздо хуже.
- Постепенное наращивание длины предложений обеспечивает постепенное нарастание трудностей чтения и запоминания, облегчает процесс тренировки.
- Предложения читаются обязательно молча.
- Записываются предложения лучше на отдельных листах, чтобы при повторной работе не мешали предыдущие записи.
- Если ребёнок легко запоминает короткие предложения, то переходите к следующему набору.
- По мере перехода к длинным предложениям ребёнок может не успевать прочитывать и запоминать. Для этого и существует тренировочный режим. Теперь надо каждый набор повторять несколько дней подряд.
Тексты зрительных диктантов по И.Т. Федоренко
№ |
Предложения |
Число букв |
Время экспозиции (с) |
1 |
Набор №1 Тает снег. |
8 |
4 |
1 |
Набор №2 Трещат морозы. |
12 |
6 |
1 |
Набор №3 Прилетели птички. |
15 |
8 |
1 |
Набор №4 Дятел долбил дерево. |
17 |
8 |
1 |
Набор №5 Солнышко светит и греет. |
20 |
6 |
1 |
Набор №6 Зимой река покрылась льдом. |
23 |
5 |
1 |
Набор №7 Небо покрылось серыми тучами. |
25 |
4 |
1 |
Набор №8 Идёт дождик. |
1 0 |
5 |
1 |
Набор №9 Вода в море солёная на вкус. |
22 |
7 |
1 |
Набор №10 Москва – столица нашей Родины. |
24 |
5 |
1 |
Набор №11 Весело колосится густая рожь. |
25 |
4 |
1 |
Набор №12 Мальчики принесли сухих веток. |
26 |
4 |
1 |
Набор №13 Давно скосили и убрали луга и поля. |
28 |
4 |
1 |
Набор №14 Поднялась за рекой большая серая туча. |
32 |
4 |
1 |
Набор №15 Зацветёт, зазеленеет наш весёлый огород. |
34 |
4 |
1 |
Набор №16 В тайге водятся хищные животные: волки, рыси. |
36 |
5 |
1 |
Набор №17 Однажды в студеную зимнюю пору я из лесу вышел. |
38 |
5 |
1 |
Набор №18 Победа над врагом наполнила грудь Павки счастьем. |
42 |
7
|
В индивидуальной работе с ребенком (да и с группой детей) удобно использовать тексты зрительных диктантов, напечатанные крупным шрифтом. Удобно использовать формат презентации.
Статья написана по материалам Наумовой О.