Для чего ребенку скорочтение, зачем читать быстро?

Для чего ребенку скорочтение

С пятого класса учащиеся сталкиваются с большим объемом информации. Многие предметы, такие как история, биология, литература и другие, требуют быстрого чтения, запоминания и пересказа информации. Поэтому этот навык необходим каждому школьнику, который планирует заниматься умственной работой.

Скорочтение — это ключевой навык, который помогает ребенку добиться успехов в учебе. Обучение можно начинать примерно с семи лет, когда ребенок способен читать по словам со скоростью не менее 30 слов в минуту.

Как научиться быстро читать

Скорочтение, как и любой другой комплексный навык, включает в себя множество поднавыков. Для того чтобы ребенок научился читать быстрее, ему нужно освоить эти элементы.

Развить произвольное внимание

Ключевая часть процесса чтения — это умение ребенка удерживать внимание длительное время. Этот навык можно развивать с помощью простых упражнений, например, разгадывания лабиринтов. Ребенку нужно найти выход с помощью взгляда.

Расширить поле зрения

Ребенок способен одновременно воспринимать и читать несколько слов, так как чтение основано на образах. Например, при чтении фразы «Маша ела кашу» у ребенка в голове сначала появляется образ девочки, затем он представляет, что она ест, и в конце — саму кашу. На создание этого образа уходит много времени. Если же ребенок видит одновременно три слова, то в голове мгновенно возникает образ девочки, которая ест кашу. Это значительно ускоряет чтение. Чтобы ребенок мог воспринимать 2–3 слова одновременно, необходимо тренировать его поле зрения. Существует простое упражнение, называемое «клиновидные таблицы».

Ребенку нужно сосредоточить внимание на центральном столбце и медленно двигать взглядом вниз, вслух проговаривая боковые числа. Цель — дойти до самого низа, одновременно видя числа справа и слева от центрального столбца и называя их вслух.

Уменьшить проговаривание

Проговаривание текста замедляет чтение и негативно сказывается на понимании и запоминании. Чтобы избежать этого, ребенку следует сжать губы и прикусить язык во время чтения. Это поможет избежать артикуляции — проговаривания текста.

Убрать возвратные движения глаз

Часто при чтении ребенок возвращается к уже прочитанному тексту, перечитывая целые абзацы. Это не только затрудняет понимание, но и замедляет скорость чтения, так как ему приходится повторно читать одно и то же несколько раз. Эту проблему можно решить, если ребенок будет проводить пальцем вдоль строки во время чтения. Если он сделает это достаточно быстро, скорость чтения увеличится без потери качества понимания.

Уметь выделять главное в тексте

Один из самых значимых навыков — это умение выделять основное в тексте. Он развивается через регулярные тренировки. Например, вы можете дать ребенку текстовыделитель и попросить отметить важные моменты, а затем пересказать текст всего в 10 словах. Ребенок будет внимательно подбирать слова, чтобы передать суть. Если вы поможете своему ребенку освоить хотя бы несколько техник, результаты в виде повышения скорости чтения и успеваемости не заставят себя ждать. Желаем успехов в обучении вам и вашим детям!

Скорочтение и его виды

Сравнить скорочтение можно с процессом принятия пищи. Так же, как мы принимаем белки, жиры, углеводы и витамины, мы поглощаем текстовую информацию. Читая быстро, мы сокращаем «время обеда», но иногда это нецелесообразно. Помимо калорий и питательной ценности, в еде есть множество других наслаждений. Мы не стремимся на скорости проглотить ресторанное блюдо, приготовленное шеф-поваром с соблюдением всех норм сервировки. Скорочтение художественной литературы кажется таким же абсурдным, если вы не студент филологического факультета, которому необходимо освоить обширный список произведений за семестр.

Скорочтение необходимо для деловых и учебных нужд. В данной статье под «чтением» мы подразумеваем изучение учебной или деловой литературы, профессиональных текстов и новостей.

Обычная скорость чтения среднестатистического человека составляет около 800 знаков в минуту с учетом коэффициента запоминания.

Насколько возможно её увеличить?

Деловое скорочтение имеет несколько форм:

•Аналитическое — наиболее сложное. Требуется усвоить и понять новые парадигмы, принципы и подходы. Для этой информации ещё не существует структуры усвоения, мы не знаем, как её использовать и классифицировать. Это медленное чтение, так как требует серьезного осмысления. Моя скорость — 3 100 знаков в минуту.

•Ознакомительное — простое и доступное чтение. У нас уже есть система знаний по предмету, и мы лишь дополняем её новыми фактами, концепциями и взглядами. Сюда относятся новости и истории. Читается быстрее в полтора-два раза по сравнению с аналитическим. Моя скорость — 4 800 знаков в минуту.

•Поисковое — самое быстрое чтение. Оно направлено на нахождение нужной информации в большом объёме текста. Подходит для восстановления знаний. Скорость чтения здесь в 4–5 раз превышает скорость аналитического чтения. Моя скорость — 14 000 знаков в минуту.

Преимущества скорочтения кажутся очевидными. Указанные скорости учитывают коэффициент запоминания. После каждого тестирования задаются вопросы, чтобы оценить, какая информация осталась в памяти. Несмотря на явные преимущества, я сталкиваюсь с утверждениями, что скорочтение неэффективно. К сожалению, такие мнения распространены среди тех, кто не овладел скорочтением или попытался, но не смог. Классическая фраза: «Пастернака не читал, но осуждаю».

Что делать, чтобы полюбить скорочтение

Представьте себе дошкольника, уверенно заявляющего, что чтение по слогам — более осознанный подход, чем чтение по словам. Оно позволяет тщательно воспринимать каждое слово и слушать его звучание. Это вызывает смех? Так же выглядит человек, утверждающий, что медленное чтение по словам лучше скорочтения.

Безусловно, скорочтение не сработает, если вы просто будете поглощать текст. Для быстрого чтения недостаточно лишь умения загружать информацию в мозг. Скорочтение — это комплекс навыков для обработки письменной информации. Что ещё необходимо, чтобы скорочтение стало вашим полезным и любимым инструментом?

Задавайте вопросы

Это основной навык, без которого чтение теряет смысл. К чтению следует готовиться. Если мы читаем без постановки вопросов, информация проходит мимо, не оставляя следа. Вопросы — это крючки, которые мы расставляем для захвата информации. Наша цель — извлечь смыслы. Вопросы помогают сосредоточиться на цели чтения, а не на процессе. Спросите себя: «Что я хочу узнать из этой книги? Какие действия планирую предпринять после прочтения? Чему я хочу научиться делать по-другому? Чего мне не хватает?»

Развивайте память

Количество информации, которую мы можем удержать в памяти, не зависит от скорости чтения. Поэтому странно слышать, что после скорочтения в голове остаётся мало информации. Задумайтесь, сколько мы запомнили из последней деловой книги, прочитанной обычным способом? Смогли бы мы пересказать основные идеи? Чтобы информация хорошо усваивалась, необходимо развивать память. Существует множество упражнений для закрепления новых знаний, а также техники, помогающие запоминать слова, образы и данные. Тренируйтесь, даже если не планируете заниматься скорочтением: сильная память будет полезна в жизни. Привычка формулировать ключевые мысли за 30 секунд поможет вам сосредоточиться на запоминании важных аспектов и связывать их с уже известным.

Сосредоточьтесь на тексте

Наши умственные возможности ограничены, и мы способны удерживать лишь определённое количество мыслей. Чтение замедляется, а запоминание ухудшается из-за постоянных отвлечений. Если научимся контролировать внешние факторы и сосредоточимся на тексте, в памяти останется больше информации. Внимание рассеивается, когда нам скучно или тревожно. Для концентрации нужно выйти из таких состояний. Дополнительные упражнения по улучшению внимания легко найти в литературе и интернете.

Развивайте параллельное мышление

Мы обладаем зачатками двухканального мышления: можем говорить по телефону и одновременно думать о том, куда поворачивать на перекрестке. Эту способность можно развивать, читая и обдумывая текст одновременно. Если читаете быстро, но не успеваете обдумать, теряете суть. Попробуйте читать две книги одновременно: по абзацу из каждой. Постепенно вы сможете удерживать две линии повествования в голове одновременно.

Возвращайтесь к прочитанному

Что делать, если информация сложна для восприятия? Обычно мы останавливаемся, чтобы осмыслить трудные участки. Это замедляет чтение, так как каждый раз нужно заново разгоняться. Как не терять скорость и не упускать информацию? Скорочтение для меня — это чтение с карандашом. Не нужно останавливаться на каждой мысли; просто отмечайте интересные моменты и возвращайтесь к ним позже. Просеивайте текст через свои вопросы. Когда встретите важные ответы, отметьте их, не обдумывая сразу, — перечитайте позже, так вы сэкономите время.

Используйте полученные знания

Это продолжение предыдущего пункта. Большинство читателей не возвращаются к прочитанному и не применяют его на практике. Они много читают, но мало действуют. Чтобы скорочтение было эффективным, нужно изменить подход. Многие не превращают информацию в результат. Неважно, с какой скоростью вы читаете — мы часто сталкиваемся с информационным избытком: получаем знания, но не применяем их. Это похоже на людей, которые много едят, но не двигаются.

Как повысить информационный метаболизм?

Необходимо применять на практике цепочку трансформации информации.

Чтение должно иметь смысл

•Информация, не ставшая знанием, бесполезна. Вопросы трансформируют информацию в знания, с этого и начинается.

•Знание, не ставшее действием, также не имеет смысла.

Действие инициируется целью. Чего мы стремимся достичь с помощью знаний?

•Действие, не приведшее к полезному результату, теряет смысл. Воля и дисциплина превращают действия в результаты. Формируйте свои привычки.

•Результат, не приносящий удовлетворения, лишён смысла. Удовлетворение основано на ценностях. Соответствует ли результат нашим внутренним убеждениям?

Если у вас есть необходимость в конкретной информации, целях и ценностях, то скорочтение — это необходимый и полезный навык. Готовы обрабатывать и усваивать большие объемы информации? Вам понадобится умение быстро читать.

Чтобы овладеть скорочтением, необходимо:

1. Задавать вопросы. 2. Запоминать. 3. Сосредоточиться. 4. Мыслить параллельно. 5. Возвращаться к прочитанному. 6. Использовать информацию.

Похожие записи

Один комментарий

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.